История храма

Храм Святого апостола Андрея Первозванного

(1660-1687)

The_Church_of_St_Andrew_in_Fryazinovo_123_(3)

 Церковь Андрея Первозванного (Спасо-преображенская, Фрязиновская) расположена на левом берегу реки Вологды, недалеко от церкви св. Николая во Владычной слободе. Храм в форме куба, который включает в себя теплую и холодную церковь, к нему примыкает колокольня.

01101_20110922_123617

Колокольня покрыта шатром с главкой и двумя рядами окон, сама она восьмиугольная, стоящая на четверике входа. Укреплена контрфорсами. В четверике арка с гирькою. На основном кубе, выстроен барабан с главкой (синяя со звездами).

P1110223

Изначально Спасо-преображенская церковь была деревянной. Точно известно что в 1618 году уже существовала. Перестроена в каменную была около 1670 года (по другим источникам 1687 год или просто конец XVII века). По преданию старожилов, церковь была с пятью главами, позднее боковые были разобраны, осталась только одна глава.

05-06-01c

По имеющимся данным можно полагать, что построенное в конце 17-го столетия каменное здание храма было освящено во имя Преображения Господня. 9 декабря 1990 года церковь вновь освящена во имя св. апостола Андрея Первозванного.

храм 1990г

Храм построен богатыми купцами, в 30-е годы ХХ столетия храм был закрыт, убранство разграблено и уничтожено, часть икон находится в областном музее.

церковь андрея пер. - копия

Искусствовед Г. К. Лукомский так отзывается об архитектуре церкви Андрея Первозванного в своём путеводителе по достопримечательностям Вологды, изданном в 1907 году:

Одноглавый куб с двумя полукружиями одной стороны и тремя полукружиями другой, был пятиглавым. Боковые главы были разобраны так, что при ближайшем рассмотрении может показаться, что их никогда и не существовало. В сущности композиция храма из куба с одним куполом вполне гармонична, а так как купол возвышается над звонницею значительно, то для общего силуэта достаточны массы его одного.

Отдельные сведения о храме содержатся в работах дореволюционных краеведов Н.И. Суворова, Г.К. Лукомского, И.К. Степановича, Х. Пахолкова. Архитектурно-художественное описание храма имеется в монографиях А.А. Рыбакова, М. Ф. Фехнер, Г.И. Вздорнова. Материалы о различного рода переделках и благоустройстве храма, о пожертвованиях, численности и составе прихода и т.п. дают представление материалы отчетов благочинных, различного рода прошения церковных служителей и прихожан, клировых ведомостей, исповедных книг, хранящихся в ГА ВО, фонд 496 (Духовная консистория), фонд 1063, опись 32 (Спасо-Преображенская Фрязиновская церковь).

Среди церквей г. Вологды храм апостола Андрея Первозванного занимает особое место по следующим причинам:

       этот храм был одним самых древних;

       был одним из самых богатых;

       связан с княжеской или царской фамилией;

       это первый храм, который восстановлен в городе после долгих лет диктатуры партийной идеологии.

фрязин. набережная - копия

Уже само название храма несет несколько загадок для исследователей. Каждая церковь имеет два названия по главному Престолу и месту нахождения. Полностью данная церковь именовалась – Храм Святого Апостола Андрея Первозванного, что в селе Фрязиново. Одно время она именовалась Спасо-Преображенской, скорее всего до 1618 г., как отмечает вологодский краевед Николай Иванович Суворов.

храм_(1)

Фрязиново – пригородное село. Название происходит от фамилии Фрязинов, которая восходит к существительному «фряг», «фрязь» или «фрязин», употреблявшемуся в значении «итальянец» или «француз». По мнению краеведа Н.В. Фалина, эти земли принадлежали, вероятнее всего, Андрею Фрязину, который по грамоте Дмитрия Донского, являлся, как и его дядя Матфей Фрязин, наместником Печорской земли в Вологде он построил церковь во имя своего святого. В 1529 году эти земли принадлежали Ивану Фрязину. В 1615 г. с. Фрязиново «состояло за царем». В селе были церковь Андрея Первозванного, 3 двора церковных, 9 дворов пом. крестьян и 23 бобыльских. В 1617 году Фрязиново было пожаловано в поместье стольникам боярам Борису и Глебу Ивановичам Морозовым. К селу Фрязиново «тянула» местность под названием «семидеревенщина», где были расположены деревни: Хорхорино, Дьяконово, Баранково, Доронино и др. Здесь же было 5 пустошей: Крутец, Долгое и др. В настоящее время Фрязиново и многие из этих деревень вошли в черту города.

То, что село и церковь названы именем Андрея Фрязина, утверждает ученый путешественник Михаил Петрович Погодин, приезжавший в Вологду в 1841 году.

Но есть и другое мнение А. Мухина, состоящее в том, что название данной церкви связано с именем Вологодского князя Андрея Васильевича Меньшого, младшего сына великого князя Василия Темного. Указывает следующие причины:

— Дмитрий Донской еще не владел Вологдой и не мог распоряжаться чужими землями;

— над сводом храма когда-то возвышался фонарь, «увенчанный большою круглою главою и железным, прорезным золоченым крестом с короною наверху. Короны и орлы на крестах означали царские сооружения. Из этого следует, что данная церковь как-то связана с великокняжеской или царской фамилией. Возможно, что Андрей Вологодский пожаловал или продал данное село Ивану Фрязину, с которым был связан финансовыми отношениями и которому по завещанию должен был « дати ми Ивану Фрязину полчетверти рублев …»

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ЦЕРКВИ 

Вероятно, самым замечательным в этой церкви было внутреннее ее благолепие. К 1855 г. в храме было 7 престолов. В верхнем этаже помещались 3 престола: главный — во имя Преображения Господня и два придельных, находящихся в южном и северном отделениях алтаря: во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких чудотворцев.

P1110225

P1110232

В нижнем этаже храма были распложены 4 престола: в восточной части храма южный – во имя св.апостола Андрея Первозванного, северный – во имя св. Григория Богослова.

P1110235

Третий и четвертый придельные престолы – у двух западных столбов, поддерживающих своды. У правого столба престол во имя святых. мучеников и исповедников Гурия Самона и Авива, а у другого – во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».

P1110226

Придельные престолы были устроены на средства благотворителей.

Летопись церкви свидетельствует, что, начиная с 1866 г. велись работы по росписи верхнего летнего храма.

P1110230

IMG_8666

Предалтарный иконостас Преобра-женского храма резной золоченый, шестиярусный до самых сводов был подновлен купцом С.С. Каменьщиковым.

P1110238

Царские врата состояли из мелкотравчатой сквозной золоченой резьбы.

P1110237

По правую сторону от врат стояла храмовая икона Преображения Господня – риза вышита золотом и по местам украшена жемчугом и стразами, венец серебряный золоченый, прочие части иконы сплошь покрыты чистым серебром 84 пробы, вес серебра 20 фунтов.

Церковь Андрея Первозванного являлась хранительницей старинных икон, часто с подписями мастеров. Многие иконы были украшены ризами из драгоценных металлов, но главное то, что большинство из них украшалось на средства благочестивых прихожан.

В храме содержится множество старинных икон с подписями. Например, икона Флора и Лавра имеет такую подпись: «1714 году писанЪ сей св. образЪ, а писали изуграфы города Костромы КарпЪ ГригорьевЪ, Михайло, Никита Артемьевы, а свершися сей образЪ Ноября вЪ 19 день». Подобно подписаны Триипостасное Божество и Св. Власий и св. Модест.

Множество икон можно отнести к XVI-XVII векам:

Икона Преображения Господня. Риза вышита золотом, имеет жемчужные украшения и стразы.

Икона Всемилостиваго Спаса Смоленского с молящимися. Позолоченный венец с бриллиантами, риза и венец серебряные.

Икона Иоанна Предтечи с серебряным венцом и цатой.

Икона Божией Матери Всех скорбящих.

Икона Божией Матери Одигитрии в окладе из серебряной басмы, с ризой, украшенной разноцветными вставками и жемчугом.

Икона Живоначальной Троицы с 22 венчиками и окладом из серебряной басмы.

Икона Алексея человека Божия.

Икона Образ Спаса. Примерно 2 метра в высоту и 1,5 метра в ширину. Местами попорченный. Золотой темный фон, светлые надбровные дуги и веки.

Икона Обрезания Господня. Много красных тонов на одежде, одежда Богородицы темнозеленая с золотом.

Икона Евхаристии. С надписью «Иже Херувимы». На темно-золотом фоне изображения Спасителя в середине, вверху Бог Саваоф, над ним купола церкви, внизу царские врата. Полукругами по бокам иконы и внизу по прямой святые. Изображения святых темные, ременами красные с черным.

Образ Богоматери. На образе старинные украшения цвета стали на узорчатых из камней и жемчуга медных, серебряных пластинках.

В нижнем храме находится чеканный образ Андрея Первозванного в полный рост, в одежде с финифтью и свитками в руке. Над ним благословляющий Христос. На обратной стороне надпись: «ВЪ лето отЪ сотворенiя мiра 7212 году, вЪ славномЪ, преименитомЪ, царствующемЪ и богоспасаемомЪ граде Москве, при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича всея великiя и малыя и белыя Россiи Самодержца и при сыне Его Государеве БлаговерномЪ Государе Царевиче и ВеликомЪ Князе Алексее Петровиче, межЪ патрiаршества, построися сей святый образЪ Святого и всехвального Апостола Андрея Первозваннаго на Вологду вЪ Государево дворцовое село Фрязиново, вЪ церковь Боголепнаго Преображенiя Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа и Рождества честнаго и славнаго Пророка и Крестителя Господня Iоанна и Святого и всехвального Апостола Андрея Первозваннаго по обещанiю книгЪ печатного дела батЪщика Семена Емельянцева, сына Герасимова, вЪ лето отЪ Рождества Христова 1703 года, месяца Ноемврiя вЪ 8 день».

P1110248

В 1922 году все драгоценные украшения были изъяты в фонд советской власти. Было изъято 62 серебряных культовых предмета общим весом свыше 2-х пудов, жемчуга и драгоценных камней свыше 1 фунта. Сброшено в январе 1930 г. колокольной меди весом свыше 218 пудов (13 колоколов).

Президиум Вологодского окружкома от 31.01.1930 г. постановил: расторгнуть договоры с 8-ю церквами, в т.ч. и с церковью Андрея Первозванного, «вследствие нарушения этими религиозными общинами и передачи церквей для нужд государства, учитывая острый кризис в помещениях г.Вологды». В частном определении главнауки было записано: «Андрея Первозванного церковь – сохранению подлежит лишь общий архитектурный вид. Внутренне убранство, в общем, значения не имеет. Отдельные предметы передать музею». В результате чего храм был приспособлен под пересыльный пункт для перемещенных лиц. На столбах, стенах, откосах окон и арок верхнего храма до ремонта можно было видеть подписи жертв репрессий, датированные 1930-32 гг., молитвы, детские рисунки. Художественное убранство церкви было уничтожено, за исключением части икон, переданных в губмузей, внутреннее пространство верхнего храма было разделено перекрытиями на два яруса. В послевоенное время в храме размещались склады Вологодской нефтебазы. Никаких ремонтных работ в храме за советский период не производилось. Долгое время здание церкви было практически лишено кровли, ливневые воды и снег беспрепятственно падали на кирпичную кладку сводов и разрушали их. В результате систематических протечек и солеобразований роспись верхней части храма была сильно повреждена. У всех сохранившихся лиц, изображенных в верхнем храме, были выколоты глаза. Живопись нижнего храма, состоявшая из отдельных клейм, не сохранилась.

до реставрации 1979

Говоря о приходском храме, невозможно не упомянуть о его пастырях, особенно о тех, чье духовное воздействие благоприятно сказывалось на формировании православных, нравственных и культурных традиций прихода, а в конечном итоге и епархии. Одновременно с выполнением своей основной функции – совершением богослужения, духовенство прихода принимало участие в общественной жизни города, в работе церковных и светских административных учреждений. Благодаря стройной сети духовно-образовательных заведений, довольно высокой и основательной общеобразовательной и профессиональной подготовке церковных кадров, в 19 веке формируется слой провинциальной церковной интеллигентности. Преподавание в школах, училищах различных ведомств, участие в благотворительности, в различных общественных организациях – все это становилось неотъемлимой частью общественного служения приходского духовенства во второй половине 19 – начале 20 веков. К Фрязиновскому приходу назначались служители, имеющие профессиональный и жизненный опыт, ранее священствовавшие в сельских или иных городских церквях, как правило, возведенные в сан протоиерея. Сведения о священнике Прокопии Васильевиче Щукине, перемещенном к церкви в 1851 году, авторе публикаций по истории Вологодского Ильинского монастыря, напечатанных на страницах «Вологодских губернских ведомостей», содержатся в библиографическом указателе П.А. Дилакторского «Вологжане – писатели». Его преемник св. Александр Николаевич Лощилов неоднократно награждался за службу по народному образованию, вел воскресные собеседования о христианской вере в Доме трудолюбия, заведовал воскресной школой. Выпускник Московской духовной академии протоиерей Афинодор Николаевич Малинин долгое время преподавал в Вологодской духовной семинарии, участвовал в работе церковно-историко-археологической комиссии, заведовал Вологодским епархиальным древлехранилищем.

По данным окладных книг в конце XVII в., в приходе Фрязиновской церкви числилось 125 дворов, а церковной дани взималось гораздо больше других церквей г. Вологды. В ее причте состояло два священника. Из окладной книги церковной десятины 187г. (1678-1679) известно, что от храма св. апостола Андрея Первозванного в селе Фрязиново десятины взималось 3 рубля с полтиною, что существенно превышало оклады других храмов Мироносицкой трети. В окладной книге количество дворов не указано, но по размеру взимаемой десятины можно сделать вывод о сравнительно высокой доходности церкви. В «Книге Преосвященного Гавриила, Архиепископа Вологодского и Белозерского окладной церковной десятины» 1691 г. значится десятины от церкви св. апостола Андрея Первозванного 4 рубля 28 копеек — сумма, превышающая аналогичные оклады с других градских церквей.

История церкви — это не только сам храм, не только пастыри, почитаемые, наставляющие и учащие, но и те, кто приходит в этот храм за утешением или прощением, укреплением в помыслах молитвой. Исстари приход Спасо-Преображенской церкви составляли само бывшее село Фрязиново, входившее в городскую черту, и близлежащие деревни: Тепенькино, Хорхорино, Дьяконово. Поэтому в какой-то мере церковь являлась уникальной: была одновременно городской и сельской, соединяла в приходской жизни городской и сельский уклады. Православные традиции в приходе были довольно сильные. В ежегодно составляемых исповедных ведомостях священники отмечали отсутствие иноверцев или раскольников. Но в 1733 г. духовная консистория ведет дознание крестьян окрестных сел Дьяконово и Хорхорино, уличенных в приверженности к расколу, за то, что крестились двумя перстами и спорили со священником о слове Божьем. А в исповедальных ведомостях за 1810 г. отмечалось наличие шести человек, «не исповедовавшихся из-за расколу». В исповедальных ведомостях мы находим сведения о посещении церкви крестьянами деревень Баранково, Доронино, Погари.

В городскую часть прихода входили улицы Фрязиновская, Большая и Малая Андреевские (ул. Разина), Большие и Малые Кожевники (ул. Горького и Машиностроительная), часть Фрязи-новской набережной (наб. IV Армии).

Жители Фрязинова входили в состав податных сословий. Социальное лицо прихода было разнородным: купцы, мещане, крестьяне.

В 1791 г. в приходе проживало: духовного сословия — 26 чел., приказных, т.е. чиновников гражданского ведомства (с семьями) — 27 человек, из них только одна семья принадлежала к дворянскому сословию («… Норман Федор Карпович настоящий городовой обыватель… Во 2-ой части на берегу реки Вологды дом на земле села Фрязинова по плану в 60-м квартале построенной от него … статский советник»); военного ведомства значится 5 семей, в основном, отставных солдат; купцов и мещан — 250 человек, дворовых — 13 человек, крестьян, проживающих в городе — 30 человек (11 дворов), в уезде — 127 человек.

В 1794 г. в приходе значилось купеческих дворов 9, а в них проживало 64 человека, а в 1880 г. — 16 купеческих фамилий. «Сведения о населении г. Вологды» за 1792 г. содержат материал о собственниках недвижимого имущества с указанием размера объявленного капитала.

Так, купец 1-ой гильдии Егор Макарович Макаров в 1792 г. владел каменным домом на собственной земле во Фрязинове » …да в Суровской линии каменные четыре лавки да в овощной линии одну лавку … временно отлучается для купеческой комерции в разные российские города, торг имеет чрез Архангельский порт с иностранными корреспондентами и засылкою к ним разными российскими товарами и от них выпискою разных немецких товаров на собственный свой сщет равно и распродажу оных имеет в разные же российские города и в здешнем городе в указанных лавках…».

Купец 3-й гильдии Михаил Петрович Масленников владел солодовенным заводом, вел торговлю в собственной каменной лавке. Солодовенный завод в это же время строят во Фрязинове его братья Тимофей и Степан Петровичи вместе с деревянным домом на каменном фундаменте на казенной земле, владеющие кроме того каменным домом на Пречистенском берегу. Во Фрязинове стояли заводы: кожевенный купца П.В. Свешникова, солодовенный — М.А. Колесова.

Среди вкладчиков, добровольно бравших на себя заботы по содержанию храма, тех, кто в конце XIX-нач. XX в. составлял церковное попечительство мы видим немало купеческих людей: Леденцовы, Веденеевы, Поповы-Введенские, Шапкины, Рыбниковы, Щучкины и др., до 26 фамилий в конце XIX в.

Жизнь прихода во многом обусловливалась совместной деятельностью священнослужителей и прихожан по поддержанию храма приходской школы, призрению неимущих. Приход являлся одним из элементов структуры общества, который, безусловно, не мог не реагировать на события, происходившие в России, особенно в начале 20 века. Это и вспомоществование семьям лиц, мобилизованных на фронт, в годы первой мировой войны, финансирование коек в лазарете при местном отделении Общества Красного Креста, и попытка организации церковно-приходской жизни на новых началах «защиты Матери – Церкви, укрепления и проведения в жизнь святых начал православной веры» после февраля 1917 года. Являясь устойчивым сообществом верующих, приход, объединял людей независимо от их сословной и классовой принадлежности. Разрушение храмов означало разрушение связующего начала.

храм 1930г (1)

С февраля 1930 года богослужения в церкви больше не проводились, последнего настоятеля храма о.Николая Замараева перевели на Богородское кладбище, где в 1937 году он был арестован и погиб в тюрьме (в 2002 году причислен к лику святых, память 09.12). И вот ровно через 60 лет в этот день было совершено вторичное освящение храма.

Николай Замараев_(1)

Рассказывал настоятель — отец Георгий Иванов: «Потом, как перестройка пошла, в двух действующих церквах Вологды — Рождество-Богородицкой и Лазаревской — народ не стал помещаться, — Вологжане стали хлопотать об открытии третьего храма. Зарегистрировали Андреевскую общину. Владыка Михаил дал благословение. 28 февраля 1990 года владыка Михаил назначил меня настоятелем вновь организованной общины, пока по совместительству (я тогда служил в кафедральном соборе). Пришел я сюда после того, как храм передали епархии, а здесь — склады. В нижнем храме стояли холодильники с продуктами, тут же рубили мясо, колбасой торговали. Поздоровался: «Разрешите пройти посмотреть, ничего не трону». Всё черно, грязно, стекол почти нет, окна забиты досками, фанерой. Отопления никакого. Плиточные полы искорёжены — грузы на тачках возили. Мрачная картина. Рабочие отнеслись ко мне доброжелательно. А начальница — та в штыки: «Как это! А мы куда?». Потом вверх поднялся — там склады промышленных товаров. В верхнем храме было сделано два этажа. Живопись на стенах процентов на семьдесят сохранилась. Что интересно, и в то время встречались верующие люди. Когда уже мы стали все восстанавливать, красить, и видим — большой лист фанеры прибит. Я говорю:

— Надо отрывать, зачем лист фанеры на кирпичной кладке?

— А вдруг там какая-то дырка или печная труба?

— Будем убирать, будем закладывать.

Открываем этот лист, а там, на стене, написана Божья Матерь! Были люди, которые просто сохранили: а вдруг когда-нибудь всё это будет востребовано? Не все же были безбожники. Изображение Богородицы под листом фанеры так хорошо сохранилось, что мы и не реставрировали.

img622 (1)

Дело к осени идет, мы уже колокольню выбелили. А склады все не выезжают. Мы и в обком, мы и в облисполком, в горком — куда только не ходили!

Тогда я попросил: дайте нам хотя бы в алтаре работы начать, все равно никак не используете. А двери в алтарную часть были самочинно сделаны с улицы. И начальство складское дало мне ключи. Мы сразу начали восстановительные работы в алтаре, а когда они подходили к завершению, начали ломать перегородки, отделяющие склады: сроки ваши все окончены, будем проникать в храм. А у них там сигнализация. Тут они и пожалели, что мне ключи дали. Начальница взмолилась: у меня здесь продуктов на многие тысячи, пожалуйста, дайте нам три дня. Нижние склады в течение трех дней выехали. А верхние попросились через месяц. Хоть через год, руки до верхнего храма пока не доходят. И здесь работы полно».

Так началось возрождение одного из древнейших храмов Вологды, причем участие в восстановлении храма принял и ВГИАХМЗ, передав в дар церкви аналой XIX в., одиннадцать икон, пелены, покрова, воздухи начала XX в., стихарь, епитрахиль, палицу. Люди со всего города с огромным энтузиазмом взялись за работы. Поздней осенью, в морозы и слякоть шли в холодный храм, чтобы вынести мусор, помыть полы, окна. Приносили все необходимое для жизни храма, вносили посильные пожертвования. Буквально накануне освящения было подключено отопление храма. Верующие с трепетом ждали торжественный момент освящения.

храм после ремонта1993г«По благословению владыки Михаила мы с отцом Константином Васильевым освятили храм. 9-го декабря первая литургия совершилась. А 13-го, в день апостола Андрея Первозванного, мы встречали правящего архиерея. У меня видеозапись сохранилась. Я приветствовал владыку Михаила. Владыка с такой радостью говорил ответное слово о том, что родился у нас младенец, который требует внимания, любви и заботы. Этот младенец — Андреевская церковь. Как сейчас помню, с таким воодушевлением Владыка сюда вступил, под эти закопченные, тогда грязные, своды. И тоже радовался. Замечательную проповедь произнес об апостоле Андрее. Что он наш русский апостол, проповедовал в наших краях, вспомнил себя, как он мальчишкой на Андреевском подворье в Петербурге прислуживал в церкви. Так очень трогательно всё это изложил, образно. Потом мы даже пирожками здесь угощали Владыку, чай приготовили. Праздничная трапеза состоялась при всем нашем убожестве, Владыка был очень доволен». Так началась литургическая жизнь в Андреевском храме.

Андреевский храм отличается от других более строгими, близкими к монастырским, правилами. Во время служб в храме царит благоговейная тишина; благолепие и безукоризненная чистота поддерживаются неутомимыми труженицами в белых платочках. Мирную, боголюбивую церковную семью сплотил вокруг себя отец Георгий. Прихожане и причт храма знают два чудесных слова, которые помогают им во всех случаях. Это «благословите» и «простите». Всю свою душу вложил отец Георгий в то, чтоб храм стал таким, каким он сейчас есть. Батюшка вдохновлял своих прихожан личным примером на добрые дела. Вот что вспоминал отец Георгий по случаю 15-летнего юбилея храма:

«Каждую субботу у нас в Андреевском храме всегда совершается служба с акафистом Божией Матери, нараспев все пятнадцать лет поем этот акафист. Божья Матерь сильно помогает. В воскресенье вечером — акафист апостолу Андрею Первозванному. За Богом молитва не пропадёт, как за царем служба. Усопших стараемся поминать, они тоже помогают нам, посылают благотворителей. Колокола сначала тоже Бог посылал, и люди приносили. Мне сказали, что в Куркино есть большой колокол. Поехали туда. Директор совхоза, поняв в чем дело, сразу нам его отдал, это теперь один из лучших наших колоколов. С нефтебазы есть колокол. Благодаря тому, что меня многие люди знают, если я чего попрошу, они, видя мою большую седую бороду, не смеют отказать. И так, кое-откуда колокола набрались, и неплохие. А уж на большой колокол — в 2003 году мы насобирали денег, помогли многие люди. Заказали на Балтийском заводе, на 800 килограммов отлили. Подняли — праздник для всей Вологды. А недавно появился новый — на 400 килограммов».

Но дело не только в ремонте храма, его благоукрашении. Значительно важнее «отремонтировать» души людей. Многие прихожане будут до конца своей жизни благодарны батюшке за его любовь, мудрость, чуткость по отношению к ним. Своими впечатлениями делится прихожанин Илья Голицын: « Отец Георгий внес очень большой вклад в мою духовную и личную жизнь, в отношения с мамой. В мире соблазнов, зла, морального упадничества и нечистот лично для меня отец Георгий стал светочем, маяком в бушующем океане жизни. Очень его уважаю, считаю умнейшим человеком с богатым внутренним миром, человеком с большой буквы».

А еще Андреевский храм иногда называют с любовью «Андреевской академией».

Отец Георгий выпестовал в своей «академии» более 20 священнослужителей. Большинство из них служат в Вологодской епархии. По традиции многие из них приходят в родной храм на приходские праздники, чтобы навестить своего наставника и сослужить ему в праздничной службе.

В настоящее время в отечественной исторической науке, в краеведческой литературе появляется все больше статей, публикаций, монографий, посвященных истории церкви как религиозной организации, где делается попытка критической оценки господствовавшего ранее идеологизированного подхода к церкви, как реакционной деградирующей силе, рассматривается история епархии, роль церкви в развитии просвещения, книжного дела, участие церковной интеллигенции в формировании культуры в нашем крае. Пустовавшие, разрушенные до сих пор храмы восстанавливаются, обретают новую жизнь, поэтому обращение к истории конкретной церкви, конкретного прихода представляется небесполезным, именно для заполнения духовного вакуума, для воссоздания тех общественных традиций, которые были потеряны, а ныне с таким трудом обретаются.

svapostolaandreyapervozvannodo_(2)

В 2015 году по желанию протоиерея Георгия Иванова была написана икона «Преображение Господне» и установлена  на стене храма со стороны реки.

IMG_9493IAS_2381 (2)

Просмотров: (5034)