Священномученик протоиерей Николай (Замараев)

Священномученик протоиерей Николай (Замараев)

Николай Замараев_(1)

Священномученик Николай Замараев родился 25 мая 1869 года в городе Устюге Вологодской губернии. Он был сыном священника церкви св. мученицы Параскевы Пятницы. в 1890 году Николай Васильевич окончил курс Вологодской Духовной семинарии. По завершении обучения он женился на дочери священника Александре Николаевне Поповой, окончившей Вологодскую Мариинскую гимназию с дипломом народной учительницы. 19 июля того же года Николай Васильевич Замараев был определен Преосвященным Израилем, епископом Вологодским и Тотемским, во диакона к Ильинской церкви села Вилегодское Сольвычегодского уезда Вологодской губернии.

2 сентября 1890 года епископ Иоаникий, викарий Устюжский определил отца Николая на должность учителя церковно-приходсокй школы.

17 декабря 1895 года Преосвященным Алексием, епископом Вологодским и Тотемским, диакон Николай Замараев был рукоположен во священника к Иоанно-Предтеченской Викшенской церкви Тотемского уезда.

11 января 1896 года он был переведен, согласно прошению, к Флоро-Лаврской церкви, что на Козланге, Тотемского уезда и прослужил в ней семнадцать лет.

28 декабря 1899 года священник Николай Замараев был награжден правом ношения при совершении служб набедренником.

В последующие годы он состоял:

  • Заведующим и учителем Козлагской церковно-приходской школы (с 1 февраля 1896 года по 19 июня 1913 года);
  • Членом попечительского совета о сиротах округа  (с 1898 по 1909 годы);
  • Заведующим Брюховской школы грамоты до преобразования в земское училище – (с 1902 по 1908 годы);

23 марта  1903 года награжден скуфиею;

  • Наблюдателем за Сбродовскую народною библиотекою о народной трезвости (с 1905 по 1913 годы);
  • Законоучителем Брюховского земского училища (с 1907 по 1913 годы);
  • Законоучителем Михайловского земского училища (с 11 сентября 1909 по 1 декабря 1913 года);
  • Помощником благочинного и Председателем Попечительского совета (с 1909 по 1913 годы);

19 марта 1909 года был награжден камилавкою.

19 июня 1913 года отец Николай был перемещен, согласно личному прошению, к церкви св. апостола Андрея Первозванного (она же Преображенская), что во Фрязинове города Вологды. В двадцатые годы он был настоятелем этой церкви, здесь же был возведен в сан протоиерея и служил в ней до закрытия.

В этот период он состоял:

  • Законоучителем Фрязиновской церковно-приходской школы (с 1 декабря 1913 года);
  • Законоучителем местного приходского училища (с 13 октября 1917 г. по 1918 г.);
  • Членом ревизионной комиссии по обревизованию церковных и монастырских книг (с 18 сентября 1914 по 1917 г.);
  • Членом Вологодского отдела Всероссийского общества попечения о беженцах (до 1917 года);
  • Членом комиссии при Вологодском Братстве Всемилостивого Спаса (до 1917 года);
  • Членом родительского комитета при 2-ой Вологодской гимназии (до 1917 года);

8 марта 1915 года священник Николай Замараев был награжден наперсным крестом.

Он имел награды «В память царствования Императора и Самодержца Всея Руси Александра III», «В память 25-летия церковных школ», » В память 300-летия царствования дома Романовых».

Весной 1930 года Андреевская церковь во Фрязинове была закрыта и протоиерей Николай переведен в кладбищенскую Богородице-Рождественскую церковь.

Батюшка вырастил пятерых детей: сыновей Бориса, Даниила и Сергия и дочерей Лидию и Зою, дал им образование. Однако советская действительность сильно повлияла на их духовное устроение. В последствии все они стали далеки от церкви, чуждались и родителя. Известен случай, когда при встрече на улице с отцом Николаем его сын Даниил Николаевич прошел мимо, не поклонившись ему, как бы не видя. Дочь Лидия Николаевна, старалась подчеркнуть свой атеизм. Матушка жила с дочерью, а отец Николай в какой-то хибарке проводил в одиночестве свои старческие дни. За ним ухаживала до дней своего ареста старушка монахиня.

Священнику шел седьмой десяток. Он был невысок, худощав, с большими густыми каштановыми волосами каштанового цвета, с седой небольшой редкой бородкой. Несмотря на преклонный возраст, батюшка оставался энергичным и подвижным. Лицо его было всегда светлым и радостным. Каждый день он пешком преодолевал огромный путь от Фрязинова, что за рекой, до кладбищенского храма (ныне кафедральный собор г. Вологды). Отец Николай был общительным человеком. Все свои силы он отдавал самоотверженно служению Богу и людям. В последний год служения в 1937 году его наградили митрой. При награждении епископ Вологодский Иоанн Соколов, в последствии митрополит Киевский и Галицкий, сказал прочувственное слово, отметив всегдашнюю готовность отца Николая по первой просьбе верующих исполнить ту или иную требу на дому. «В непогоду, тьму, дождь, кто это пробирается с фонариком в руке? — говорил Владыка. — Это отец Николай спешит напутствовать умирающего». «Скорая помощь» так его называли между собой члены причта Богородице-Рождественской церкви.

В июле 1937 года, намереваясь закрыть православный собор, власти последовательно арестовали все духовенство Богородице-Рождественской церкви. Отец Николай был арестован один из первых, в ночь с 1 на 2 июля 1937 года. Его обвинили в контрреволюционной деятельности, связи с контрреволюционным элементом, распространении провокационных слухов контрреволюционного содержания и пораженческой агитации.

Свидетели дали показания о том, что в 1935 году священник выражал недовольство существующим строем, говоря: «Вот так сделали революцию, есть стало нечего, старикам и то нет пайка. Высылают и гонят на верную смерть. Если бы жив был Ленин, этого бы не было. Духовенство, как контрреволюционеров выявят и отодвинут от перевыборов, мы знаем, чем это пахнет».

Вспомнили, что батюшка запрещал при крещении давать имена, появившиеся в календаре при советской власти, читая эти имена неправославными.

В обвинительном заключении последнее показание преобразовано таким образом: » во время крещения детей убеждал родителей не давать имена, которые они хотят, а имена давать на основании Священного писания. Таких имен давать нельзя, они появились при советской власти. Это имена от Антихриста».

Допрос, состоявшийся 2 июля 1937 года, был краток. Прежде всего, следствие интересовалось кругом священнослужителей города Вологды, с которыми отец Николай поддерживал связь. Батюшка перечислил имена тех священников, с которыми служил в Богородице-Рождественской церкви. Хотя, несомненно, за многие годы служения и при своей общительности он знал все духовенство города. От священника потребовали показаний о контрреволюционной деятельности. Он ответил: «Контрреволюционную деятельность я не проводил». После избиения старика подписано краткое свидетельство чистоты совести перед Богом и людьми.

Постановлением тройки при УНКВД по Севобласти от 19 сентября 1937 года семидесятилетний протоиерей Николай Васильевич Замараев был признан виновным по ст. 58 п. 10 УК СССР и приговорен к заключению в исправтрудлагерь сроком на десять лет. Его отправили этапом. По данным Информцентра УВД г. Вологды о. Николай Замараев скончался 9 декабря 1937 года в месте заключения.

9 марта 1970 года о. Николай был реабилитирован вместе с другими священнослужителями.

P1150426111

В 2002 году на заседании Священного Синода РПЦ было принято решение о внесении имени протоиерея Николая Замараева в святцы Русской Православной Церкви.

«« Назад к материалам    

Просмотров: (1816)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *