Таинство Крещения — дверь в Церковь Христову
Каждый день совершаются в Церкви великие Таинства -священнодействия, в которых человеку сообщается благодать Божия. Сам Господь наш Иисус Христос заботливо установил Таинства, чтобы мы, прибегая к ним в течение всей жизни, имели возможность жить праведно.
Крещение — первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей. Таинство Крещения — это дверь, через которую входят в жизнь Церкви. Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной совершается через Таинства.
Разговор о том, зачем человек принимает Крещение, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.
Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Бог создал людей свободными, потому что без свободы не может быть любви. Люди имели право выбора: любить Его или не любить. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.
Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям нетрудную заповедь — не есть плодов с дерева познания добра и зла.
Диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Люди поддались искушению диавола, нарушили заповедь или волю Божию — согрешили, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей. Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом, так как именно этот грех потом явился началом для всех последующих грехов в людях.
Расстройство человеческого естества первородным грехом ясно выражено в словах апостола Павла:Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если ж-е делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но .живущий во мне грех (Рим. 7:19-20).
Самое страшное последствие первородного греха — не временные земные страдания и даже не физическая смерть, а разлученность с Богом. До Христа ни один человек не мог соединиться с Богом даже после смерти.
Пропасть между Богом и человеком была непреодолима.
Христос приходит спасти человека, излечить его от первородного греха и снова соединить с Богом.
Когда Иисус Христос родился, в нашем мире появилась уникальная Личность — Богочеловек. В Нем поразительным образом сочетаются и божественные и человеческие качества. Вот Он лежит на руках Богородицы. Как человек Он занимает какое-то определенное пространство, как Бог Он вездесущ. Как человек Он родился во времени, как Бог Он вечен. Как человек Он еще слаб, во всем зависим от Матери, как Бог Он всесилен. Как человеку Ему еще нужно расти, учиться, как Бог Он уже всеведущ.
Родившись от Святой Девы, Он был питаем материнской грудью, постепенно возрастал. Он испытывал и усталость, и потребность во сне, отдыхе, испытывал голод и жажду и все те невзгоды, какие испытываем и мы. Под конец Он предан был одним из Своих учеников, Иудой, на позорную смерть, на распятие на кресте. Христос пошел на эту смерть добровольно, для того чтобы нас избавить от смерти, которую навлек на себя наш праотец Адам по своей воле. Он страдал на кресте, чтобы нас освободить от страданий; Он умер для того, чтобы нас освободить от смерти. На третий день Он воскрес, сделавшись первенцем, воскресшим из умерших (1 Кор. 15:20), ибо как Он воскрес, так и нам надлежит воскреснуть в день нашего воскресения.
Для нас это очень важно: ведь если Он как человек там, то и мы, люди, там можем быть. Он проложил нам дорогу в Царство Небесное, в жизнь с Богом.
Господь наш Иисус Христос основал на земле Церковь для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковь — совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верой, любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.
После победы Господа Иисуса Христа над грехом и смертью для человека открывается возможность духовной жизни и борьбы с грехом. Духовная жизнь является подвигом, в ответ на который Бог снова вселяется в человека Своей благодатью.
Последствия первородного греха в человеке уничтожаются через Таинство Крещения — второе духовное рождение.
Что такое Таинство Крещения?
Это такое Таинство, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы, омывается от первородного греха и грехов, совершенных до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь и становится членом Церкви.
Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение Его благодати.
Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни.
Крещение — это духовное рождение, и оно, как и физическое, может быть только одно. Крещение необходимо человеку для спасения, ибо кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Христос ясно говорит в Евангелии: кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:16). Спаситель говорит о вере в Бога.
В Крещении происходит два явления — смерть и рождение. Что здесь умирает, и что погребается? Если крещается младенец, то в Крещении умирает тот первородный грех, который он унаследовал от согрешивших прародителей Адама и Евы; если же крещается взрослый, то в Крещении умирает не только первородный грех, но и все личные грехи его, совершенные им до Крещения. Что же рождается в крещеном человеке? Рождается новая духовная жизнь.
Необходимые условия для крещения взрослого и младенца
Отправляя апостолов на проповедь, Христос учит их: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20).
Необходимые условия для принятия Таинства Крещения — это покаяние и вера. Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в таинстве Крещения, прощая все беззакония.
Младенец принимает Крещение по вере своих восприемников — крестных родителей, которые обязуются воспитать крещаемого (крестника) в благочестии и истинах православной веры. Поэтому восприемники обязательно должны быть крещеными и православно верующими.
Чинопоследование Таинства Крещения
Желающий принять Крещение входит в притвор храма. Он стоит, преклонив голову, лицом к востоку. Восток означает страну света, рай и Царство Небесное. От Господа этот человек, стоя как осужденный, ищет и ждет избавления. Священник трижды дует на лицо и грудь его и кладет руку на голову.
Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа — жест защиты и благословения, потому что в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.
Затем священник читает три молитвы запрещения на злых духов.
Крещаемый с восприемником оборачивается к западу. Запад означает страну тьмы, царство бесов. Человек отныне становится воином Христовым, который должен противостоять этому темному царству с Божией помощью. И он дает обеты крещения, говоря: «Отрицаюсь от сатаны, дел его, гордыни его и служения ему». Говорит он это трижды и, в знак отвращения и отрицания, плюет в сторону запада. Плюновение — знак омерзения, знак ненависти к греху и сатане, как отцу греха. Затем он вместе с восприемником поворачивается к востоку и дает торжественный обет, дает клятву: «сочетаюсь со Христом», то есть буду исполнять не волю демона, не волю своих страстей, а только волю Божию. Затем восприемник или крещаемый читает «Символ веры» — краткое изложение истин и догматов христианской веры. Священник освящает воду, молясь, чтобы она приобрела благодать и силу Иорданских вод. Потом он помазывает крещаемого елеем: лоб, уши, грудь, руки и ноги. Здесь следующий символ — когда оканчивался потоп, то Ной выпустил из ковчега голубя и тот вернулся с масличной ветвью — свидетельство того, что гнев Божий кончился. И в Крещении помазание елеем означает примирение грешника с Богом.
Крещаемый погружается в воду. Погружение трижды в честь Бога -Святой Троицы.
По учению Церкви, погружение в воду имеет глубокий символический смысл. Крещение — это воспоминание погребения и воскресения Иисуса Христа (Рим. 6:4). И внешним знаком этого является погружение в воду — как смерть, погребение со Христом, а возведение из воды — воскресение с Ним. Погружение также означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем.
Далее — облачение в белые одежды. Белая одежда является знаком восстановления истинной природы человека, утраченной всем человечеством грехопадением прародителей, также этим человек призывается к чистой жизни во Христе.
Вместе с белою одеждой возлагается на новокрещеного нательный крест. «Крест — хранитель всей вселенной. Крест — сила царей и народов. Крест утверждение верующих, Крест — слава Ангелов и поражение демонов».
По выходе из купели, совершается Таинство Миропомазания, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. В этом Таинстве человеку подается дар Святого Духа, подобно тому, как он был подан апостолам Христовым во время праздника Пятидесятницы. Таким образом, человеку подаются силы исполнять Евангельские заповеди, силы бороться со своими грехами, силы жить по воле Божией. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Господь Иисус Христос: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7:38-39).
При совершении Таинства святым миром (благовонным маслом, освященным Патриархом) крестообразно помазываются лоб, глаза, ноздри, уши, рот, грудь, руки и ноги с произношением слов: «печать дара Духа Святаго. Аминь».
Затем принявший крещение трижды обходит купель и столик, на котором лежит Крест и Евангелие (круг — символ вечности, таким образом, этот ритуал говорит о вечном общении души с Триипостасным Богом). Читается Евангелие, где говорится о повелении Господа Иисуса Христа апостолам идти во все концы Вселенной, учить и крестить народ.
Последний обряд — пострижение волос, как жертва и знак того, что его владыка и господин единственно — Бог.
Дары Духа Святого, полученные в Таинстве Миропомазания, становятся нашими только при условии нашего личного осознанного их принятия, усвоения и сохранения их спасительного действия в нас.
Обязанности христианина
«В Крещении человек облекается во Христа, освобождаясь от первородного греха, на него сходит Божественная Благодать, но плохие наследственные задатки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением? Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец» — говорит Старец Паисий Святогорец.
Таким образом, Крещение — это только начало спасительного пути. Необходимо помнить, чтозародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. Принимая участие в церковных Таинствах (Покаяния, Причащения), христианин по мере своей веры и нужды, взращивает полученную при Крещении Божественную благодать. При определяющем значении благодати Божией в деле нашего спасения, большое значение имеют и усилия самого христианина, как выражение его стремления исполнять Волю Божию, стремления к Богу и вечной жизни.
Воля Божия открывается христианину в заповедях. Десять заповедей, которые Моисей получил на горе Синай, охватывают все стороны человеческой жизни.
Священное Писание: Исх. 20:2-17.
Первые четыре заповеди раскрывают наши обязанности по отношению к Богу; остальные шесть — по отношению к ближним.
Отвечая на вопрос, какая заповедь больше всех в Законе, Господь Иисус Христос сказал: Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37-40).
Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель. Им мы живем и движемся и существуем (Деян. 17:28).
Затем должна быть любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Любя Бога и ближних, мы обнаруживаем истинную любовь и к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.
Впоследствии эти заповеди были дополнены Спасителем в Нагорной проповеди девятью заповедями блаженства, исполняя которые мы можем достичь христианского совершенства или святости.
Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы удержать людей от зла. Заповеди же блаженства (Мф. 3:3-12) даны христианам, чтобы показать им какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и духовное блаженство.
Во время Крещения мы принимаем благодать Духа Святого, которая драгоценнее всех мирских сокровищ. Минута, когда низойдет благодать и сочетается с человеком, является началом жизни христианской, жизни, которой ждет от нас Господь. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). И обещавшего таковым:если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15:10).
Ответы на интересующие Вас вопросы вы можете получить на сайте www.hristianstvo.ru в разделах Православное вероучение, Азы православного вероучения, Азбука веры. Православное общество.
Просмотров: (974)