О Причащении

Господь наш Иисус Христос установил 7 Таинств.

Само слово «Таинство» происходит от слова «тайна», так как через видимые действия священника совершается невидимое.

 

В беседе с народом Господь Иисус Христос сказал: …если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете- иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем(Ин. 6:53-56).

Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения, или Евхаристии (греч. —благодарение). Само Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери.

Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подач им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28). Так Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения и заповедал ученикам совершать его всегда: …сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). Согласно заповеди Христовой Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за церковным богослужением, называемым Литургией, во время которого хлеб и вино силою действия Духа Святаго прелагаются или пресуществляются в истинное Тело и истинную КровьХристовы.

 

По учению Святой Церкви, христианин, принимая Святое Причащение, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится весь Христос. Причащение есть Таинство, в которомверующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником жизни вечной.

Постижение Таинства Причащения превосходит возможности нашего разума. Это Таинство зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении Таинства Причащения при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе».

Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причащение Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Поэтому по обычаю Церкви Таинства Покаяния (Исповедь) и Причащение следуют непосредственно одно за другим. Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо Причащение Тела и Крови Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему Покаяние.

Архиепископ Арсений (Чудовский) пишет: «Великое дело принимать Святые Тайны и велики от этого плоды: обновление сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной онотребует от нас и подготовки. А поэтому хочешь от Святого Причащения получить благодать Божию, — старайся всемерно об исправлении своего сердца».

    Как достойно приготовиться ко Святому Причащению?

Основой подготовки к Таинству Причащения является покаяние. Осознание своей греховности вскрывает личностные немощи и возбуждает

желание стать лучше через единение со Христом в Его Пречистых Тайнах. Настраивают душу на покаянный лад молитва и пост.

«Православный молитвослов»: «…приготовление ко Святому Причащению (говение) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни. Телу предписывается воздержание (телесная чистота иограничение в пище). В дни поста исключается пища животного происхождения (мясо, молоко, яйца, рыба  (в зависимости от строгости поста)). Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее правило. Также необходимо воздержаться от супружеских отношений. Накануне Причастия надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома, кроме обычного вечернего правила, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Читается также канон ко Причащению и, кто пожелает — акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи не есть, не пить. Утром прочитывают утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне. Перед Причащением необходима Исповедь — вечером накануне, или утром перед Литургией».

Многим указанное приготовление может показаться непосильным, поэтому Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и объеме подготовки к нему священникам, духовникам.

Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность перед Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога -на внутреннее исправление свое. Многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн. Припомним, что одно словомытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния в грехах».

Очень важно прежде Причащения Святых Христовых Тайн простить всех своих обидчиков. В состоянии злобы или вражды на кого-либо причащаться ни в коем случае нельзя.

Как часто надо причащаться?

Это надо согласовать со священником. Священники благословляют по-разному. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, некоторые современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Другие священники благословляют и более частое Причащение. Обычно исповедаются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения.

Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Тайн.

По обычаю Церкви младенцы после их Крещения могут причащаться очень часто, практически ежедневно, причем без предварительной исповеди и поста, желательно не реже одного раза в месяц.  С 5 — 6 летнего возраста полезно приучать детей причащаться натощак. Если причащается ребенок, то и его родителям настоятельно рекомендуется причащаться.

 

В день Причащения приходить в храм нужно к началу Литургии, без опозданий. При выносе Святых Даров верующими делается земной поклон. Подходить к Чаше нужно постепенно, не торопясь, не толкаясь. Лучше в это время читать Иисусову молитву. Руки крестообразно держать на груди (правая на левой), у Чаши не креститься. Приняв со лжицы Тело и Кровь Господню, причастник должен поцеловать подножие Святой Чаши, и отойти к столику с «теплотой»; запить так, чтобы какая-либо частица не осталась во рту.

 

На дому могут причащаться тяжелобольные люди, которые не могут прийти в храм и не надеются скоро поправиться. Для этого родственники должны пригласить священника на дом, изложив ему обстоятельства болезни и состояние больного. Обращаться следует в ближайший храм или к знакомому священнику.

После Причащения в храме вычитываются благодарственные молитвы по Святом Причащении,которые нужно внимательно выслушать, или же прочесть их дома из молитвослова.

 

День Причащения — особый день христианской души, когда она особым, таинственным образом соединяется со Христом. Как для приема наиболее важных гостей весь дом убирают, приводят в порядок и все обычные дела оставляют, так и день Причащения следует проводить как великие праздники, посвящая его, насколько возможно уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

Святой преподобный Нил Сорский после Причащения Святых Тайн имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточии в самом себе и другим советовал то же: «нужно дать в тишине и молчании Святым Тайнам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами».

 

Ответы на интересующие Вас вопросы вы можете получить на сайте  www.hristianstvo.ru  в разделах Православное вероучение, Азы православного вероучения, Азбука веры. Православное общество

Просмотров: (521)